Оригинал или копия
За годы работы с музеями мне приходилось выполнять весьма нетривиальные задачи. Одна из таких — создание копий ценных документов и книг.
Музейная экспозиция это не блошиный рынок, где на витрину вываливается всё, что хранится в фондах. У неё всегда есть концепция, а показывается то, что лучше всего её раскрывает. Некоторые из экспонатов бывают особо ценными, и частое экспонирование им вредит, особенно, попадание света. Кроме того, их периодически реставрируют или могут отправить на выставку в другой музей. На это время оригиналы заменяются копиями.
В экспозиции музея Славянова есть занятный документ о том, как заводчане запускали пушечные снаряды с Мотовилихи на другой берег Камы в бетонную плиту, чтобы зафиксировать их убойность и отправить этот отчёт в Петербург. Это был первый документ, копию которого меня попросили сделать.
Как это делается? Подбирается бумага того времени, перья и цвет чернил. Если надо, она мокается в тазик с чаем, чтобы получить правильную желтизну, и жарится в духовке для хрупкости и выгорания чернил до нужного оттенка. Бумаги в фондах полно: есть бумага и 18 века, есть с водяными знаками и тиснением, есть прессованная от ранних революционных листовок.
Тексты переписываются много раз, чтобы привыкнуть к чужому почерку. Удивительное дело: нельзя скопировать рукописный текст, когда не знаешь, о чём он. Если механически обвести набор закорючек, получится набор ещё более непонятных закорючек, поэтому нужно тренироваться, ведь сто лет назад буквы писались совсем не так, как сейчас, да и любой автор мог лениться их нормально писать.
А для музея Каменского мне приходилось делать копии значимых книжек, изданий которых попросту нет в наличии. Нужна была суровая печать на грубой пролетарской бумаге с аппликациями писателя: Каменский вырезал разные фигурки из обоев и конфет, чтобы наклеить их на обложку. Соответственно, это другая фактура, другая печать и небрежность руки автора. Самое весёлое — все эти книги потом мять, гнуть и скоблить, создавая следы бытования. Старые предметы и должны выглядеть, как старые, главное — не переборщить.